Подтверждая приверженность общепринятым принципам и нормам международного права, Конституция РФ закрепила принципиальные вопросы реализации свободы совести и свободы вероисповедания. К числу таких концептуальных вопросов относятся следующие :
- в Российской Федерации признается идеологическое многообразие (ст. 13)
- Российская Федерация – светское государство (ст. 14)
- никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 14)
- религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14)
- государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина не зависимо от отношения к религии, запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности (ч.2 ст.19)
- каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст.28)
- не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда религиозного превосходства (ч.2 ст.29)
- каждый имеет право на объединение, никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст.30)
- гражданин Российской Федерации, в случае если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч.3 ст. 59)
Обратим внимание, что согласно Конституции, государство не просто признает права человека, но обязуется защищать и соблюдать их. Согласно ст. 17, эти права свободы «неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ст.17 п.2).
Одной из важнейших составляющих российского законодательства в области свободы совести и свободы вероисповедания являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Тем самым открывается возможность прямого действия и применения актов международного права.
Основой для современных отношений между религиозными объединениями и государством стало законодательство, сложившееся после принятия в 1993 году новой Конституции РФ, и в первую очередь Федерального закона № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» .
Помимо Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» на федеральном уровне существует более 100 НПА , имеющие непосредственное отношение к регулированию свободы вероисповедания, и большое количество законов, принятых в субъектах РФ.
Первую, достаточно многочисленную группу образуют законы, регулирующие правоотношения, не связанные напрямую с реализацией права граждан на свободу совести и деятельностью религиозных объединений. Понятия «религия» и «религиозные объединения» в этих актах используются в целях обеспечения равных прав и возможностей граждан независимо от их отношения к религии, а также предотвращения дискриминации по этому признаку граждан и их объединений.
Во вторую группу, вошли законы и иные правовые акты, «субъектами которых религиозные объединения также не являются, но они содержат нормы, ограничивающие вмешательство государства и его институтов в деятельность религиозных объединений» .
Третья группа – законы, регламентирующие соблюдение и порядок реализации прав верующих в организациях и учреждениях, специфичные особенности которых накладывают некоторые ограничения общегражданских прав и свобод, пребывающих в них граждан (на военной службе, местах заключения, больницах и т.д.) .
В следующую группу включены ряд законов устанавливающих порядок осуществления отдельных видов деятельности религиозных организаций (образовательной, благотворительной и т.д.).
Большую и весьма важную группу составляют законы и иные нормативные акты, регулирующие имущественные и финансовые правоотношения религиозных организаций, устанавливающие налоговые льготы.
И, наконец, шестую в группу вошли законодательные акты, регламентирующие осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о свободе совести и религиозных организациях и устанавливающее ответственность за его нарушения. Прежде всего, это соответствующие нормы Уголовного, Уголовно-процессуального и Административного кодексов Российской Федерации.
Однако, декларирование какого-либо права, еще не решает проблемы применения указанной нормы на практике, наличие правовых норм, закрепляющих возможность человека беспрепятственно пользоваться конституционными правами и свободами, вовсе не означает, что каждому автоматически гарантируется их реализация или охрана и защита, ибо от принятия закона до его исполнения — дистанция огромного размера. Требуется не только провозглашение в конституции права человека, но и его материализация — действительное получение им того блага, которое составляет содержание данного права. Поэтому как теоретический, так и сугубо практический интерес представляет механизм реализации данного права .
Термин «механизм» в переводе с древнегреческого означает «орудие», «машина». В науке под механизмом принято понимать совокупность (последовательность) состояний, процессов, определяющих собой какое-нибудь действие, явление, а также систему, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности .
В юриспруденции наиболее часто категория «механизм» употребляется в таких устоявшихся словосочетаниях, как механизм правового регулирования, механизм правотворчества, механизм формирования правомерного поведения, юридический механизм управления, механизм правового воспитания, механизм реализации личных конституционных прав и свобод граждан, общий механизм действия права, социальный механизм уважения к праву, механизм действия правовой системы, социально-психологический механизм поступка, социально-психологический механизм перевода экономических фактов в юридические категории, механизм укрепления законности, социально-юридический механизм обеспечения прав человека, механизм государства .
Под реализацией права понимается "такое социальное поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм, как форму практической деятельности по осуществлению прав, выполнению обязанностей "
Существуют различные классификации форм реализации права. Так, по мнению А.Б. Венгерова, выделяются четыре такие формы деятельности по реализации права: соблюдение, исполнение, использование, применение права . М.Н. Марченко считает, что в качестве основных форм деятельности по реализации права можно выделить осуществление, исполнение, соблюдение, применение .
В отечественной правовой системе можно выделить следующие составные элементы механизма реализации права. Первый этап — создание правовой нормы. На втором этапе включаются различные механизмы реализации закона, с помощью которых происходит перевод предписаний закона в конкретное содержание субъективных прав и юридических обязанностей. Третий, заключительный, этап представляет собой, собственно, реализацию права. Именно здесь права из возможности превращаются в действительность, и это превращение происходит по воле обладателя права, т. е. от субъекта права зависит, будет ли право реализовано, когда и в каких пределах .
Рассматривая механизм реализации конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания можно выделить следующую структуру:
- наличие нормы права (нормативное закрепление конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания)
- правосубъектность гражданина (религиозного объединения)
- непосредственная реализация конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания
Под механизмом реализации конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания следует понимать комплекс нормативно-правовых средств и деятельности должностных лиц и государственных органов, направленных на всестороннюю реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания.
Понятием «механизм реализации свободы совести и свободу вероисповедания» характеризуется, прежде всего, статистическая и динамическая стороны государственного регулирования в сфере реализации свободы совести, а также поддержания необходимого уровня безопасности и правопорядка в стране. Механизм реализации свободы совести и свободы вероисповедания представляет собой организованное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать результативности и эффективности правового регулирования.
Особое внимание, следует уделить административно-правовому механизму реализации свободы совести. Данный механизм реализации - это сложная и многосторонняя в юридическом и организационно-политическом отношениях система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов регулирования, для которой характерны следующие признаки:
- является результатом необходимости для каждого государства реализовывать функцию в выстраивании государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, требующих государственно-правового реагирования через органы государственной власти на изменяющуюся обстановку;
– базируется на единых принципах организации и деятельности аппарата государства, устанавливающихся и закрепляющихся на законодательном уровне;
– имеет сложную многоуровневую структуру, что объясняется необходимостью решения различных по своей сложности управленческих задач, стоящих перед государством в рамках проведения приоритетных направлений связанных с государственно-конфессиональными отношениями;
– основывается на объективных требованиях к легитимному и эффективному функционированию государственных органов, в том числе и правоохранительных, осуществляющих регистрацию, контроль и надзор за деятельностью религиозных объединений;
– характеризуется наличием необходимых материальных, финансовых, организационных, научных и кадровых ресурсов, без которых он не сможет развиваться и совершенствоваться;
– наличие в механизме реализации свободы совести и свободы вероисповедания человеческого фактора; наличие людей, специально занимающихся реализацией властных и общественных функций, выполняющих руководящие, управленческие, организационные, стимулирующие, запретительные, предупредительные, охранительные, и иные функции, осуществляющих правотворчество, исполняющих правовое предписание, охраняющих их от нарушений .
Подводя итог, следует отметить, что механизм реализации прав человека включает меры, способные создать условия для реализации прав и свобод человека .
Эффективность функционирования механизма реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания зависит не только от правотворчества, но и от правоприменения. В свою очередь правоприменение напрямую зависит от уровня правовой и религиоведческой грамотности граждан и должностных лиц.